Архитектура: Как эпидемия туберкулеза повлияла на модернизм 1920х

Волна туберкулеза прокатилась по Европе в начале ХХ века. Эта болезнь не обращала внимания на возраст и богатство людей, ее называли «грабителем молодости». Те, кто мог себе это позволить, искали лечение в санаториях с доступом к целебному воздействию солнечного света и свежего воздуха.

Архитекторы-модернисты, включая Ле Корбюзье и Алвара Аалто, переосмыслили опыт эпидемии и создали новый тип архитектуры: дома, пронизанные светом и воздухом, где можно было вести более гигиеничный образ жизни.

На протяжении всей истории человечества эпидемии оказывали влияние на облик наших домов, зданий и городов. В 1800-х годах антисанитарные и перенаселенные условия способствовали распространению холеры, вызвав многочисленные вспышки болезни по всему миру. Архитектурным результатом стало переосмысление водопровода и канализации, появление новых правил зонирования — попытка убрать переполненность жилых помещений.

Туберкулез и пневмония были одной из главных причин смерти в начале 1900-х годов в таких странах, как США, Великобритания и Австралия. В то время люди обычно жили в многоквартирных домах викторианской эпохи (пример на фото выше), наполненных деревянной и мягкой мебелью, коврами и портьерами, защищающими от сквозняков. Небольшие окна ограничивали доступ к естественному освещению и вентиляции, а резные детали столярных изделий были скоплением пыли.

Туберкулез был очень заразным, и изоляция, как и сегодня, была одним из немногих средств профилактики болезни. Заболевшим врачи предписывали отдых, здоровое питание, солнечный свет и свежий воздух. Многие состоятельные пациенты обращались за лечением в санатории, такие как Adirondack Cottage Sanatorium в штате Нью-Йорк. Основанный в 1885 году, этот дом отдыха стал первым таким заведением для больных туберкулезом в США. Здесь можно было ухаживать за больными на природе, в месте со свежим горным воздухом — в условиях, которые сильно отличались от плотной и перенаселенной городской среды.
Возможно, вы встречали деревянное кресло Aдирондак. Это классическое садовое кресло встречалось во многих оздоровительных домах в горах Адирондак штата Нью-Йорк. Врачи считали, что эта местность хорошо подходят для больных туберкулезом: больные могли подолгу сидеть на открытом воздухе и восстанавливать силы.
Изначально санатории размещали в горных коттеджах, однако постепенно они превратились в отдельный архитектурный жанр: спроектированные с учетом всех гигиенических требований здания, которые помогали в оздоровлении и ограничивали распространение болезни. И именно проектирование таких санаториев сильно повлияло на развитие модернистской архитектуры.

Архитекторы-модернисты Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто и другие хотели создать новую форму архитектуры. Она должна была предотвратить туберкулез и решить другие социальные проблемы, такие как потребность в недорогом жилье и повышение уровня жизни масс. Ле Корбюзье, например, был одержим чистотой до такой степени, что его вилла Савой во Франции (на фото выше), спроектированная в 1929 году, была оснащена раковиной для мытья рук прямо у входа в дом.

Основой модернистских проектов Ле Корбюзье стали «пяти принципов архитектуры», разработанные им в 1920-е годы и основанные в том числе на терапевтическом эффекте света и воздуха.

  1. Столбы-опоры. Этот принцип подразумевает, что дом будет приподнят над землей.
  2. Свободный план. При использовании опор из железобетона можно добиться того, что стены больше не будут несущими и внутреннее пространство здания можно моделировать с помощью перегородок.
  3. Свободный фасад. Фасад без нагромождения опор, они все ушли внутрь дома. Так что стены могли быть сделаны не только из легкого или прозрачного материала, но и принимать криволинейные формы.
  4. Ленточные горизонтальные окна. Большие окна наполняли интерьер светом и связывали внутреннее пространство с внешним.
  5. Крыши-террасы. В архитектуре модернизма наклонные крыши сменились плоскими террасами, где можно было расположить сад или комфортную зону отдыха.
На раннем этапе модернистской архитектуры были чистые линии, белые поверхности, большие остекленные плоскости и внутренний дворик. Хотя это часто описывалось как эстетика «машины для жилья», часть исследователей (например, историк архитектуры, теоретик и куратор Беатрис Коломина — автор X-Ray Architecture, и декан архитектурного факультета университета Арканзаса Питер Маккейт) утверждает, что это в большей степени больничная эстетика, ориентированная на человека.

И действительно, такие интерьеры создавали наполненную воздухом, более открытую и гигиеничную среду.

Дизайн мебели модернизма тоже способствовал этому. Изготовленная из нержавеющей стали и кожи мебель была приподнята на высокие ножки, что облегчало ее передвижение и чистку. Шезлонги, такие как знаменитый LC4, разработанный в 1928 году Шарлоттой Перриан, Ле Корбюзье и Пьером Жаннере, был вдохновлен откидными креслами из санаториев, приподнимавших ноги пациентов для лучшей циркуляции крови.

В 1932 году Алвар Аалто спроектировал в Финляндии санаторий Паймио, объединивший идеи модернизма и задачи здравоохранения. Его отличительной чертой были балконы и большие окна, пропускавшие много света и воздуха. Алвар Аалто также спроектировал для санатория интерьеры, мебель и светильники, помогающие пациентам в процессе их выздоровления.
Сейчас более половины населения мира проживает в городах, и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия эта цифра только увеличится. Около 90% своего времени городские жители проводили в помещениях даже до начала пандемии коронавируса.

В начале XX века эпидемия болезни помогла создать новые типологию и принципы формообразования, до сих пор вдохновляющие современную архитектуру. Как и тогда, сегодняшняя изоляция помогает предотвратить распространение инфекционных заболеваний и может повлиять на проектирование домов и зданий, особенно по мере роста городского населения и увеличения плотности застройки.

Ссылка на основную публикацию